АНТИГОНА — дипломный спектакль 4 курса творческой мастерской Л.А Монаковой Н.Н. Пинигина 2015

27 марта актеры 4 курса творческой мастерской Л.А Монаковой Н.Н. Пинигина опять сыграли трагедию Ануя «АНТИГОНА».

Слева направо:
Кормилица — Гудей Анастасия
Исмена — Дятловская Ольга
Антигона — Ильевская Елизавета
Креон — Нетбай Антон
Гемон — Лагутенков Анатолий
Стражник — Гелейша Александр
Режиссёр — Николай Капульцевич


Напомню сюжет:
1. Два брата Антигоны погибли в бою друг с другом: Полиник предал Фивы, Этеокл защищал Фивы.

2. Царь Креонт приказал с почестями похоронить Этеокла в мраморном мавзолее и запретил хоронить предателя Полиника, оставив его тело на растерзание зверям

3. Антигона, зная, что за нарушение приказа ей грозит смерть, все-таки выполняет обряд погребения Полиника, присыпав его тело землей.

4. Креонт пытается замять историю, ведь Антигона — невеста его сына Гемона, но когда дело предается огласке, вынужден казнить Антигону.

5. Узнав о смерти Антигоны, убивает себя Гемон.

6. Узнав о гибели сына убивает себя жена Креонта Евридика.

Ануй написал пьесу в 1942 году. Антифашисткая парижская газета назвала ее «гнусной пьесой, сочинением эсэсовца». Через год честь Ануя была восстановлена, пьесу признали героической и гуманистичной.

10 лет назад один из театральных критиков написал, что пьеса устарела и по стилю, и по смыслу. Дескать, в наше конформистское время прагматик Креон прав, а Антигона — глупая и инфантильная максималистка.

События последнего года сделали пьесу остроактуальной. Вопросы, которые задают себе Креон, Антигона, Гемон, Исмена, теперь задают себе и люди, ввергнутые безответственными политиками и государственной машиной в гущу кровавых событий, и люди, ужасающиеся происходящему сидя дома на диванах, но тоже причастные к происходящему, потому что «неможно» быть в стороне и «радоваться жизни», как предлагает Креон Антигоне. «Античная трагедия потрясает нас, хотя нам чужды мотивы поступков героев», что-то в таком духе писал Фейхтвангер. Но вот, оказывается, что античная трагедия разыгрывается сейчас на наших глазах, мотивы героев понятны и каждый решает для себя, где истина. Студенты 4 курса оказались на острие современных проблем.

О чем они играют свою пьесу?
Маленькая Антигона, девочка, просто пытается исполнить свой долг в этом дрянном мире. Нет, не противостоять госмашине, а просто исполнить свой долг по отношению к брату. Она поняла про себя, что она, если не выполнит того, что должна, не сможет дальше жить с нечистой совестью, она не может пойти на компромисс. Она понимает, что это первый компромисс в череде компромиссов, на которые ей надо будет идти ежедневно, чтобы смочь жить в существующем миропорядке.

Правда Креона тоже понятна. Он пришел во власть случайно, но раз так случилось, то теперь он работает политиком и подчиняется законам политики — нравится ему это или нет. Креон пытается спасти Антигону, маленькую наивную девочку, начитавшуюся благородных книжек, объяснить ей, что братец, ради которого она рискует жизнью, был в общем-то большим подлецом и гаденышем, да и Этеокл, лежащий в мраморном мавзолее, не лучше, они не стоят ее жизни, так что «не делай глупости, выходи замуж, расти детей и будь счастлива». Он пытается объяснить Антигоне, что ее истина — это фикция.

Я скажу тебе нечто ужасное: Этеокл, этот столп добродетели, был нисколько не лучше Полиника. Этот образцовый сын тоже пытался умертвить отца, этот благородный правитель тоже намерен был продать Фивы тому, кто больше даст. У меня имеются доказательства, что Этеокл, чье тело покоится ныне в мраморной гробнице, замышлял ту же измену, за которую поплатился Полиник. Лишь случайно Полиник осуществил этот план первым. Они вели себя, как мошенники на ярмарке, обманывали друг друга и в конце концов, перерезали друг другу глотку, как и подобает мелким воришкам… Но обстоятельства заставили меня провозгласить одного из них героем…

Правда Стражника тоже понятна: ему не до высоких материй и душевных порывов, у него дети, их надо кормить, и это единственное, что его заботит. Даже за пять минут до казни Антигоны, он обсуждает с ней «…платят что нам, что спецкоманде одинаково, и каждые полгода полагаются наградные — выплачивают жалованье сержанта. Зато стражник пользуется другими выгодами. Квартира, отопление,пенсия, наградные… Словом, стражнику, особенно ежели у него есть жена и дети, живется лучше, чем сержанту-кадровику…»

Правда Гемона — разделить судьбы невесты, раз не смог уберечь. Правда… правда… каждый ищет ее для себя. Не буду никого хвалить или ругать, тем более я не критик, а заинтересованный зритель. Не все ровно в спектакле, трагедию играть трудно, нужно не впасть в патетику и в истерику. Некоторые сцены очень были хороши. Думаю, взрослея, артисты будут добавлять все новые и новые краски.

Но вот что хочу сказать — дипломные спектакли однозначно украсили театральную афишу Минска. Они сделали театральную жизнь богаче, если хотите, они заполнили дыру в театральном репертуаре города. Какие спектакли идут во «взрослых» театрах города? Так ли обязательны все из них, так ли важны?
Студенческие дипломные спектакли, содержательные, серьезные, заставляющие задуматься, бросают вызов нашим профессиональным театрам. Должны ли спектакли студентов остаться на афишах, должны ли в Минске идти АНТИГОНА? АРТ? Да, да и да! Тем более, что у нас не так много театров, и не такой уж разнообразный и достойный репертуар.

и еще. На студенческих спектаклях всегда бОльший эффект соучастия и заинтересованности зрителя. Не то, чтобы это снисходительное одобрение, нет, это тревожное ожидание и желание, чтобы у артистов все получилось, чтобы они справились, и радость, когда им это удается. Ребята рассказывают, что часто, из-за недостатка репетиционных помещений, репетируют спектакли прямо во дворе. И жители-зрители окрестных домов свешиваются с балконов, болеют, аплодируют, дают советы. Ты, как зритель, тоже чувствуешь себя ответственным за спектакль, стремишься помочь артистам и исполнить свою роль, роль зрителя, предельно честно и достойно. Вот и получается, что студенческие дипломные спектакли оказываются самыми содержательными, спектаклями, над которыми зритель работает интеллектом и душой больше всего.

Господа, призываю снова, ходите на студенческие спектакли.

Простите за некачественные фотографии 8(((


Ветер странствий врывается в Вашу комнату! Вперед, к новым странам, к новым встречам, к новым проектам!

Об авторе Gala Lokhova

Придумала для себя жанр - наивная публицистика. Все, что мне кажется интересным в жизни моих друзей, моего города, все, что люблю. Фотки - не очень, стиль - свободный, принцип - утром в газете, вечером в куплете. 8) Рассматриваю этот блог как точку пересечения в пространстве друзей и как склад любимой информации.
Запись опубликована в рубрике Люди и проекты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: АНТИГОНА — дипломный спектакль 4 курса творческой мастерской Л.А Монаковой Н.Н. Пинигина 2015

  1. Yulia Tolmach говорит:

    Очень здорово! С удовольствием схожу, как приеду ,- вдохнуть свежего, нового, не избитого очень хочется. И еще здорово, Гала, что ты транслируешь все, что тебе близко вот так вот просто и с любовью. Здорово!)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.