Как сказать «бла-бла-бла» языком балета, или Ромео и Джульетта в Минске

Как пишут в интернете, это только И́МХО, мое скромное мнение, мнение простого зрителя. Хочу понять, почему так скучно смотреть белорусский балет, и когда начались «процесссы регрессса» 8). И связано ли это с уходом глубокоуважаемого (без иронии!) Валентина Елизарьева, или все началось гораздо раньше…

Минск Балет Ромео и Джульетта, Джульетта - Хитрова, Ромео - Азаркевич
Минск Балет Ромео и Джульетта, Джульетта — Хитрова, Ромео — Азаркевич

Валентин Елизарьев пришел в театр, кажется, в 1973, и «порвал всех» балетами «Сотворение мира» и «Тиль Уленшпигель». Мы тогда занимались художественной гимнастикой и ходили в театр, как на работу. Балеты были необычные, нежные и ироничные. Нежность и ирония читались в хореографии. Мы обожали Саркисьяна, Бржозовскую. Я помню молодого Владимира Комкова, его первые вводы в балеты, не очень аккуратные линии и прыжки 8). Тогда Елизарьев вытянул белорусский балет на новый уровень, сделал его интересным для мировой балетной тусовки. Это было давно. Пару дней назад мы опять пошли на балет, хоть сто раз зарекались 8). Ромео и Джульетта. Балет старый, постановка Елизарьева.

Минск Сцена из балета Ромео и Джульетта
Сцена из балета Ромео и Джульетта

Нууу… Все то же, такой же скучный балет Шикарные декорации, яркие костюмы, красивая картинка и… банальная хореография. В интернете в таких случаях пишут «бла-бла-бла», общее место, отсутствие информации. Ромео и Джульетта – очередное хореографическое бла-бла-бла белорусского балета.

Минск Балет Ромео и Джульетта, Джульетта - Хитрова
Джульетта — Хитрова

Про хореографию Елизарьева писали, что это «новый тип балетной драматургии, основанной на сквозном развитии действия, на метафоричности и многообразии пластики…». Может быть, что-то разрушилось за эти годы, может быть время изменилось, поток информации и темп жизни бешеный, и прямолинейное иллюстративное изложение сюжета не катит. Да и не балет это вовсе, не танцуют они. Статичные позы, иллюстративность, пересказ всем известного содержания набившими оскомину жестами, перекатывания на полу. Собственно танцевальных кусков очень мало, может быть, 10 процентов времени. Светлое пятно в этом балете Хитрова в роли Джульетты.

Минск Балет Ромео и Джульетта, Джульетта - Хитрова 2

Самый «танцевальный» — третий акт — наберет минут 15 танца, Джульетта, Тибальд и Меркуцио, и все, больше никто не танцует. Может быть, потрясать зрителя нечем в смысле техники, и отсюда хождение по сцене, позы и гимнастика на полу?

Минск Балет Ромео и Джульетта, Меркуцио - Александр Бутримович
Меркуцио — Александр Бутримович, из немногих танцующих 8)

Вот ведь какая штука, хореография — это тоже мысли, выраженные языком движения. И если мысли интересные и язык интересен, смотреть не скучно, а если мыслей нет, а только общие места, зритель не получает ни-че-го.
И даже гениальная музыка тут не спасает. Балет похож на статью, в которой много воды и мало мыслей. В интернете ходит Шпаргалка для произнесения речей, пользуясь которой, ораторы могут задвигать речь на любое заданное время — час — два — три часа — просто переставляя и смешивая обрывки фраз из колонок.

шпаргалка для речей
шпаргалка для речей

Вот и балеты белорусские похожи на конструктор, набор поз и банальных движений, изображающих, как принято, любовь, гнев, радость, горе. Герои балета:
- темные силы (зло, вражда, и тд, одеты в темные обтягивающие комбинезоны, похожи на глистов)
- горожане (яркие одежды, «народные танцы»)
- шуты (веселье, юмор)
- она — любовь, нежность
- он — любовь, мужественность (дается с трудом)
- главный злодей ( по обстоятельствам)

То, что в Сотворении мира было новым и ироничным ( Ангелочки и Бог), повторенное в разных балетах много раз потеряло свежесть, эмоцию и смысл. Бесконечное самоцитирование стало скучным.

Минск Балет Ромео и Джульетта, Тибальд - Денис Климук
Тибальд — Денис Климук. Климук с его фирменным прыжком по крайней мере создавал образ, и поэтому запомнился.

Историю Ромео и Джульетты знают все, какой смысл в балете пантомимой проигрывать сюжет. Если это балет, значит это должен быть танец? Зачем сейчас балет? Если он нужен, значит он должен дать что-то другое, не пересказ известного сюжета. Эмоции. Мысли. Что должен дать балет зрителю, какую пищу для размышлений, какие эмоции, чтобы зрителю не было мучительно скучно. Можно, конечно, изучать результаты ремонта, или в буфете что-нибудь выпить.
Можно просто прийти в Оперный, там приятно находиться, просто так, там красиво, просто прийти в Оперный и думать — какой я культурный человек. 8) Но балет-то тут причем?

Минск Балет Ромео и Джульетта, Джульетта - Хитрова, Ромео - Азаркевич 2
Ромео и Джульетта, Джульетта — Хитрова, Ромео — Азаркевич

P.S.
Про белорусский балет мало информации. Вот на youtube фильмик с Владимиром Ивановым. Кстати, там хореографические кусочки, которые он ставил для своих студентов, любопытные…
здесь первая часть, не разрешено вставлять в другие сайты -> http://youtu.be/a9XcVjE9ysE
здесь вторая часть

Об авторе Gala Lokhova

Придумала для себя жанр - наивная публицистика. Все, что мне кажется интересным в жизни моих друзей, моего города, все, что люблю. Фотки - не очень, стиль - свободный, принцип - утром в газете, вечером в куплете. 8) Рассматриваю этот блог как точку пересечения в пространстве друзей и как склад любимой информации.
Запись опубликована в рубрике Люди и проекты с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 комментариев: Как сказать «бла-бла-бла» языком балета, или Ромео и Джульетта в Минске

  1. Galina говорит:

    Категорически не согласна с определением -скучно!)) И очень огорчило…
    Из того , что еще показывают ( и редко) оставленным в репертуаре театра после Елизарьева, Ромео и Джульетта, достойное наследие. Возможно в отсутствии авторского надзора и стало набором поз и повторений ( не могу судить, т.к. на этом конкретном спектакле не была и видела балет давно , но не один раз!), но изначально — это шедевр Елизарьева, как Спартак Григоровича! Нельзя требовать современной хореографии от спектакля 20 летней давности!) Но почерк и индивидуальность хореографа здесь ярко присутсвует ( а не повтор :…»было новым и ироничным ( Ангелочки и Бог), повторенное в разных балетах много раз потеряло свежесть, эмоцию и смысл. Бесконечное самоцитирование стало скучным.»)
    Очень горько было читать этот отзыв о прерасном балете! Почему же мы каждый раз с интересом смотрим классическую постановку «гамлета» , например, и не скучаем!)) И потом, те кто придет на балет в первый в своей жизни раз или просто в первый раз на белорусский балет, почему им должно быть скучно? так и недалеко начать скучать на Лебедином озере в «древнейшей хореографии Петипа!))
    Ей, богу! Не надо снобизма! Ведь это не конкурс молодых хореографов!

  2. Gala Lokhova говорит:

    До нет, на лебедином -то как раз не скучно 8(. Реально, львиную долю времени в балете сегодняшнем занимает принятие поз и хождения по сцене. Для объективности, думаю, стоит сходить и посмотреть сейчас, что происходит.

  3. Gala Lokhova говорит:

    И это не снобизм, потому что очень хочется , чтобы белбалет был и был интересным

  4. Наталья Федярина говорит:

    Это просто Марлезонский балет… «В русском языке закрепилась крылатая фраза «вторая часть Марлезонского балета», указывающая на неожиданное развитие событий, или развитие, о котором говорят с иронией». Наш очень современный, обновленный во всех смыслах балет-это как раз развитие, о котором так хочется поиронизировать…Мерлезо́нский балет (часто также Марлезо́нский балет, от фр. Le ballet de la Merlaison, букв. «Балет дроздования», то есть «Балет об охоте на дроздов») — балет в 16 актах, поставленный королём Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов (франц.) появилась во Франции во время правления Генриха III, и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами, и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.
    Мерлезонский балет был исполнен 15 марта 1635 года в замке Шантийи, и 17 марта в аббатстве Ройомон. Людовик XIII, с детства увлекавшийся музыкой и танцами и получивший прекрасное музыкальное образование, выступил автором всех составляющих Мерлезонского балета (сюжет, музыка, хореография, эскизы декораций и костюмов). За сюжетную основу балета была взята охота на дроздов — одно из любимых развлечений короля. Сам Людовик исполнил в балете две небольшие роли: торговки приманками (в 3 акте) и крестьянина (в 13 акте). В 1967 году американским лейблом Nonesuch Records (англ.) была выпущена пластинка (каталожный номер H-71130) с музыкой к 11 актам балета в исполнении Парижского ансамбля старинных инструментов (фр. Groupe d’instruments Anciens de Paris) под управлением Роже Котта (фр. Roger Cotte) и инструментального ансамбля под управлением Жака Шайе (фр. Jacques Chailley). «Версия балета , описанная Дюма в романе «Три мушкетера», (кавалеры танцуют с дамами), является более балом, чем театрализованным представлением.» Нашла, наконец-то, соотвествие…Взять бы все нынешние балеты и сложить в один-получится многоактный Марлезонский балет, ну пусть себе про охоту на дроздов… Зато классический, исполненный профессиональными танцорами, с потрясающими декорациями, в роскошных костюмах. Такой арабесковый перформанс…Купила себе веер, буду ходить на балет с веером, он у меня- атрибут сопричасности по типу: ребята все ок! я мысленно с вами (ну хочется же драйва). Я не забыла про Саркисьяна, Галка, мы все устроим, тем более, что тема животрепещет. Давай снимем все как энную часть Марлезонского балета под названием:Страсти (без Рогнеды…)

  5. Наталья Федярина говорит:

    Не скучно, очень скучно, Галя…
    Поговорим о старине»…

  6. Gala Lokhova говорит:

    8) Да, пора 8)

  7. Gala Lokhova говорит:

    и непонятно , собственно , что входит в понятие «балет» после такого. То ли махание руками, то ли страдальческие лица, но уж точно не танец.

    Марта.

  8. Константин Кузнецов говорит:

    Меркуцио и Тибальд в третьем акте не танцуют…. Факт!…..
    Далее… Сам спектакль тот же,что и на момент постановки…..
    Уже стала немного напрягать эта мода-ныть по тем!!!временам… Когда и заборы были по выше и…. Прям диаспора образовалась, нытиков по прошлому….
    Время идет, не нравится спектакль, исполнители,и сама нынешняя труппа-сидите дома!!!!! Вы тратите деньги и время на то,что вам не нравиться и вы не принимаете…. Зачем?
    Кассетку в видик, очечки одели и слюнки пускаем….
    …..
    По делу-танцовщики исполняют то, что поставленно, с большей или меньшей степенью таланта. Как получается, что по вашим же словам….раньше это был гениальный балет… А сейчас хождение по сцене….???? Ну да… Ща нужно опять вспомнить,что вот старая гвардия ушла, а с ней и балет белорусский!!…
    Ан,нет!!! Мы живы и работаем…. Смиритесь … И перестаньте ныть… Или сидите дома….

  9. Gala Lokhova говорит:

    Сильная сторона спектаклей нашего Оперного -декорации, костюмы, общая картинка-тут все грандиозно и красиво. Это реально впечатляет. Это производит впечатление на зрителя, пришедшего первый раз. Как там говорил кто-то из классиков : сделай форму — содержание подтянется. Речь же идет,собственно, о балетной части, и даже не о технике, а о содержании, о страсти. Этот спор не для того, чтобы кого-то обидеть, а от желания, чтобы белбалет был интересен мировому балетному сообществу. Какие, с Вашей точки зрения, сейчас у нас сильные балеты, которые стоит посмотреть? Какие вообще балеты ( и других театров) на Вас производят впечатление?

  10. Gala Lokhova говорит:

    Константин Кузнецов, сегодня 29 марта, посмотрели спектакль Сотворение мира. Это жесть — просто позорно, если честно. Поэтому Ваше заявление выше даже затрудняюсь комментировать. За прошедший год видела один достойный минский балет Лауренсия. Все остальное не подлежит критике… 8((( Вы напрасно думаете, что зрители бестолковые и ничего не понимают, не обманывайтесь…

  11. Дмитрий говорит:

    Romeo and Juliet — bedroom pdd and final scene — Natalia Osipova and Claudio Coviello, Milan 2014
    https://www.youtube.com/watch?v=fKoyGUf-QLs
    Супер! солистка кстати Наталья Осипова.
    Теперь я знаю куда сходить в Милане ;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>