Оперный форум — Травиата — Я буду плакать о тебе…

В Милане напротив «Ла Скала» есть трактир, в котором во все времена собирались музыканты. Там под стеклом хранится бутылка шампанского, предназначенная тому, кто сможет внятно пересказать содержание оперы Верди «Трубадур». Бутылка хранится уже больше ста лет, так что у Вас есть шанс… 8)

А наша задачка сегодня гораздо проще, содержание Травиаты перескажет любой. Бутылку шампанского нам не выиграть, зато послушаем самую трогательную оперу в мире. Она написана по роману Дюма-сына «Дама с камелиями», реальными прототипами героев были парижская куртизанка Мари Дюплесси(Виолетта), Дюма-сын(Альфред) и Дюма-отец(отец Альфреда).

Оперный Форум Минск Травиата Марина Радиш Нажмиддин Мавлянов Станислав Трифонов
Марина Радиш, Нажмиддин Мавлянов, Станислав Трифонов

24 мая 2012 в Минском Оперном в рамках Молодежного Оперного Форума Травиату исполнили молдаванка Марина Радиш, узбек Нажмиддин Мавлянов, белорус по паспорту, одессит по духу Станислав Трифонов и труппа белорусской оперы. Дирижировал итальянец Джанлука Марчиано.

Итак:
Альфред, провинциальный парень из благородного рода, приехал в Париж и влюбился в куртизанку Виолетту. Он пришел к ней на бал и объяснился в любви. Виолетта знает, что смертельно больна, и все-таки надеется на счастье. Они живут в загородном доме. Альфред узнает, что Виолетта распродает потихоньку вещи, чтобы им было на что жить, ему стыдно, он уезжает решать финансовые проблемы. К Виолетте является отец Альфреда, обвиняет ее в том, что она разоряет сына и портит его репутацию. Виолетта показывает ему расписки людей, скупающих ее вещи. Старик смягчился, но настаивает на ее отъезде, ведь сестра Альфреда не может выйти замуж из-за порочащей связи брата. Виолетта объявляет Альфреду, что уходит от него. Альфред приезжает на бал, подозревает ее в измене, швыряет ей в лицо деньги…

Оперный Форум Минск Травиата Марина Радиш Кто даст мне мужества
Травиата, Марина Радиш, Кто даст мне мужества?

…1853 год, Джузеппе Верди 40 лет, у него кризис среднего возраста, он живет с женой, бывшей оперной певицей в тихой, заброшенной Сант-Агате. Он называет себя землевладельцем, терпеть не может разговоров об искусстве, отчитывает слуг. Жена пишет ему нежные записки, Верди морщится, грубит, он не любит такие проявления чувств. Он равнодушен ко всему. Ко всему, кроме «Травиаты». Больше у него нет времени ни для чего. Этот холодный и практичный господин пишет самую тонкую, самую сентиментальную оперу в мире. Он вызвал либреттиста Пьяве, торопит его, не дает ему отдыха. Тот ругается, рвется в Венецию, где весело и многолюдно, а здесь вечный дождь, и можно от скуки превратиться в лягушку. Верди делает инструментовку за 10 дней, это кажется невероятным.

Оперный Форум Минск Травиата Марина Радиш И радость и боль скоро уйдут

Премьера оперы 6 марта 1853 года заканчивается полным провалом. Публика злобно возмущается, свистит. В газетах пишут: «Музыку заглушал смех». Верди впервые отказался от развесистых сказочных сюжетов, пышных костюмов, он посмел сделать героиней куртизанку, современницу, сосредоточился только на ней и ее чувствах, на превращении женщины из товара, который можно купить, в человека, страдающего и любящего. Верди равнодушно отнесся к провалу, это раньше он страстно желал успеха и одобрения публики, а теперь он спокоен, теперь он точно знает, что «Травиата» — это шедевр. Он полностью выложился, как художник и как человек.

На премьере только критики уловили новизну этой оперы. Но вскоре началось ее триумфальное шествие по миру. Верди знал, что главной силой его таланта был драматизм, экспрессия, и выбрасывал все лишние сцены, оставляя только те, где кипят страсти. В последнем акте, с его обреченностью и неотвратимостью смерти, зрители напрочь забывают и о цинизме, и о насмешках над сентиментальными текстами, сердца сжимаются от жалости к Виолетте, от тоски по своим несбывшимся мечтам.

Оперный Форум Минск Травиата  Пока видят мои глаза я буду плакать о тебе
Пока видят мои глаза, я буду плакать о тебе

Про Верди рассказывали, что он мог извлечь музыкальную тему из любых звуков: из детского плача, ругани строителей, любовного разговора. Он был сенатором, и однажды очень узнаваемо переложил на музыку речи темпераментных ораторов в Сенате.

Оперный Форум Минск Травиата Нажмиддин Мавлянов Джанлука Марчиано Марина Радиш
Нажмиддин Мавлянов, Джанлука Марчиано и Марина Радиш

Главная фишка композитора — мелодия для выражения эмоций героев и драматизма действия. У него часто гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент. «Оркестр — большая гитара!». Верди упрекали в недостатке школы и утонченности. Сам Верди говорил: «Из всех композиторов, я — самый малознающий, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди:
Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я».
Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: «Я и Моцарт».
Когда мне стукнуло сорок, я говорил: «Моцарт и я».
Теперь же я говорю: «Моцарт»…

Верди умер в 1901 году в возрасте 88 лет…

Отличный сайт о Верди

Чтобы окончательно влюбиться в оперу, Brindisi из Травиаты в исполнении Паваротти и его соратников:

Еще одно исполнение: «Brindisi» от Анны Нетребко, Пласидо Доминго и Роландо Виллазона. Заодно оцените количество зрителей на оперном концерте 8).

Потом можно почитать на тему «количество зрителей на концертах классической музыки»: Мифы об американцах

И Постскриптум:
Нажмиддин Мавлянов

Нажмиддин Мавлянов:
Я занимался строительными работами, получил диплом с отличием, собирался профессионально заниматься архитектурой. Пел под гитару, в музыкальной школе не учился, поступил в Самарканде в музыкальное училище и учился, совмещая учебу с работой в строительстве. Я просто заболел музыкой, учился жадно, с огромным энтузиазмом. Первый оперный спектакль в своей жизни я увидел поздно – в 2001 году, в Ташкенте, это был «Риголетто». Я был совершенно сражен красотой, мощью этого искусства: звучание оркестра, вся эта красота неземная…

Об авторе Gala Lokhova

Придумала для себя жанр - наивная публицистика. Все, что мне кажется интересным в жизни моих друзей, моего города, все, что люблю. Фотки - не очень, стиль - свободный, принцип - утром в газете, вечером в куплете. 8) Рассматриваю этот блог как точку пересечения в пространстве друзей и как склад любимой информации.
Запись опубликована в рубрике Люди и проекты с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Оперный форум — Травиата — Я буду плакать о тебе…

  1. Елена Паттон говорит:

    Спасибо, очень интересно!

  2. Жорик Дубовец говорит:

    Блеск, Галя, просто зажигательно! Я тоже полюбил оперу именно с Травиаты, в исполнении Анны Нетребко. Даешь еще статей, таких же свежих и сверкающих в полете!

  3. Gala Lokhova говорит:

    Жора, ты, наверное, арий из Травиаты наслушался, и поэтому говоришь таким высоким стилем 8))). Заметил, в театре теперь на авансцене строка горит с переводом с итальянского на русский ( или я раньше не обращала внимания) , первое отделение не могла оторвать глаз от этой строки, такие патетические и высокопарные тексты, что было смешно. Например, только познакомились на балу, через минуту Виолетта спрашивает:»Ты еще меня любишь?» , и тд. Но четвертое отделение, когда понятно, что она сейчас умрет, ты уже так подключился, что не замечаешь этой высокопарности, очень-очень ее жалко, их обоих жалко, себя жалко, всех жалко…

  4. Gala Lokhova говорит:

    Спасибо, Елена 8). Вы Паваротти не пропустили- они все тааакие замечательные 8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>