Яков Бунимович — Несколько стихотворений

Уж лучше смотреть на зеленую воду

Уж лучше смотреть на зеленую воду
На утку летящую по небосводу
На желтое солнышко и на ромашки
Уж лучше расстегнутый ворот рубашки
Уж лучше, чем эти мои заморочки:
« Ни дня без любви и ни ночи без строчки»

Волшебники

Волшебники
узнают друг друга по лицам
они путешествуют по столицам
спешат по улицам там и тут
они торопятся и бегут
туда откуда их позовут: — Волшебники!

И это радость, и это Труд — Волшебники

И их движения как в балете
они улыбаются словно дети
людям вокруг и вдруг

Словно светлее на белом свете
это, должно быть, волшебники эти

И — как спасательный круг —
появляется Друг

хокку

* * *
Подъезжая к Витебску
Посмотришь на звездное небо
Достанешь чистый лист бумаги
Напишешь: Витебск — родина Шагала
И родина моего друга

* * *
Покачивает поезд
Неровный почерк и стиль неровный
Но те же взгляды в окошко

* * *
Свешиваются ноги с верхней полки
Спрыгивает худощавый парень
На майке надпись
Японский национальный вид спорта
Сумо

* * *
На самом деле скоро Витебск
В рюкзаке подарок моего друга-
Маленький альбом Шагала

* * *
Вот так мы и едем
И пишем стихи продвигаясь
От поезда к поезду

* * *
Вот так мы и едем
Стихи принимая за прозу
Любовь принимая за позу
Не понимая поэзии
Зная ее как жизнь

* * *
Вот так мы и едем
Движимые вдохновением
Покачиваясь от любви

В зале ожидания
( специально для газеты «МЫ»)

На самом деле — в зале ожидания.
На самом деле — специально для газеты «Мы».
Непридуманность. Вот что драгоценно.
Возможность не измышлять. Метафора и документ,
точка совпадения искусства и жизни.
Ночной зал ожидания в небольшом белорусском
городке Орша. В ожидании поезда на Петербург.
В ожидании вдохновения. Что такое вдохновение?
Какой-то особый вдох и необходимость выдоха, высказывания,
Сообщения. Или просто, затаив дыхание,
наблюдать.Эта страна — страна Вдохновения.
По крайней мере, это — Большой Зал Ожидания Вдохновения.
Потому что иначе тут шага не сделаешь — без Поэзии,
без Любви, без Интуиции Художника…Иначе —
тоска.»Умом Россию не понять»- это точно.
Умом тут с места не сдвинешься — или сдвинешься
вместе с умом. Или, взявшись за ум, двинешься куда подальше,
прихватив барахлишко,- другие решать проблемы,
другие загадки разгадывать, оставив
в покое бородатого сфинкса на площади Революции.
( Он действительно похож на сфинкса,
с его загадкой о человеке и претензией на вечность —
этот памятник основоположнику марксизма.
Только недавно заметил, насколько он «египетский»,
особенно в профиль — голова, постепенно переходящая
в каменную глыбу. И столь же
внезапно архаичен в окружении мальчишек на
роликах… Пирамиды Хеопса с танцующим
Майклом Джексоном. Экзотика.)
( Так что купил я кофейку в буфете, чтобы взбодриться.)

* * *

Имя этой девушки — девушка
подумал я и это хорошо
стоя под теплым душем
можно продолжать думать об этом
но все равно ничего лучше уже не придумать

* * *

И все-таки это каждый раз кажется темой
особенно когда ветер прогоняет темень
и синее небо проглянет и Освещение
особое кажется имеет значение

Улыбка на лице дома напротив
и мне не сидится дома напротив
я выглядываю в окошко там ветер свежий
серую снимает обложку и небеса те же

Синяя тетрадь, белое облако-промокашка
а если иначе сказать — разных оттенков рубашка
а если просто сказать — на улице ветер
то облако-скатерть,
то по-небу тучи летят,
то солнышко светит.

* * *

В конце концов так было всегда
несколько чистых листов ожидание вдохновения
и нежелание пользоваться знаками препинания

В конце-то концов так было всегда
ожидание особого языка
любви праздника понимания работы

Быть самим собой
обнаруживать друзей рифмы поэзию жизни
разные формы любви

Дед Мороз играл на кларнете

Дед Мороз играл на кларнете.
Редкие прохожие бросали рубли.
Шаги звучали самонадеянно как стук пишущей машинки.
Младенец говорил более внятно. Открывалась форточка.
Иногда…

Иногда многоточие или шаги за окном Лай собаки
Он не мог бы Объяснить почему Он
Почему не Я

Подъемные краны держали нос по ветру
Отражение разноцветных окон в лужах
Движение занавески можно было назвать балетом.
Лист пританцовывал
как девочка на галерке. Ее усаживают говорят Тихо

Это должно было иметь название отражение эхо
Без этого все теряло смысл

Он хотел бы слушать красиво как тот кого любят
щедро и бескорыстно
ничего не понимая в рифмах и интервалах
Но это…

Но это не имело названия как всякое подлинное движение
Ему не хватало другого других
Он выключил машинку и сидел в тишине. Иногда испытывал
что-то похожее на чувство голода
Это могло быть рассказом прикосновением звонком телефона

Движение к людям

Это не имело названия…

Пишущая машинка на завтрак…

пишущая машинка на завтрак
за неимением телефона
доброе утро говорит АВТОР
доброе утро говорит ворона

ищущий пишущую машинку
находит пишущую машинку
окно телевизор чужую комнату
но это лишь повод

а может быть все может быть еще проще

утренний рисунок твоих движений
и может быть даже сама невнятность
как часть чистовика однако
без единого препинания знака

паузы однако вздохи пробелы
доброе утро говорит лист белый
доброе утро говорит рифма
доброе утро РИФМА

По графику графика осени поздней
по первому снегу уже не впервые
однако как прежде поэзия в прозе
на завтрак на чай принимай чаевые

По мотивам А.Соколовой

Ничего никто не поет сразу
Поиск голоса – писк
Пускай от быта мутится разум
Кому мы предъявим иск?

Этот ребенок (подумай, как странно!) –
Это ведь мы с тобой.
Капнет на кухне вода из крана –
Так суждено судьбой:

Падать звукам, людям рождаться,
В небе звезде дрожать
Век о несбывшемся сокрушаться,
Жизнь мечтой украшать.

Новые проявляются мачты
На горизонте во мгле.
Кричит человек, путешествие начато
К обетованной земле.

Много слов, но улов небогатый смысла

Много слов, но улов небогатый смысла
Ведь пока ты хотел в духоте свои мысли
Зафиксировать как-то,
в небе звезды светили — прекрасные факты
доказательством верным тому,
что не все безусловно доступно
уму твоему.

Не грусти, как негр среди расистов

Не грусти, как негр среди расистов,
как кирпич в руках у каратистов,
и даже, каждым суставом устав,
как после тяжелой охоты удав,
или же — в цирке эквилибристы,
опустошенная, как состав
без пассажиров и машиниста,
все же, как можешь,
теперь держись ты,
с левой ноги поутру встав.

Я засыпаю и засыпан

Я засыпаю и засыпан
самим собой наполовину,
откашливаюсь громко, с хрипом
и сплевываю все в корзину.
Вот так же, значит, рифмоплетство —
мой монолог еще не начат
еще ищу я только сходство
с самим собою. Не иначе,
еще я толком не проснулся
и не прочистил кашлем глотки,
и в океан не окунулся,
уснувши у причала в лодке

Об авторе Gala Lokhova

Придумала для себя жанр - наивная публицистика. Все, что мне кажется интересным в жизни моих друзей, моего города, все, что люблю. Фотки - не очень, стиль - свободный, принцип - утром в газете, вечером в куплете. 8) Рассматриваю этот блог как точку пересечения в пространстве друзей и как склад любимой информации.
Запись опубликована в рубрике Люди и проекты с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Яков Бунимович — Несколько стихотворений

  1. Уведомление: Инна Бронштейн — Блаженства | Gala Lokhova

  2. Уведомление: Мой друг Яша Бунимович | Gala Lokhova

  3. Анна говорит:

    Здравствуйте, Gala!
    В 93 году, будучи студенткой РГГУ последнего курса, я познакомилась с Яшей на докладе Мелетинского. Познакомилась — это слишком «спокойное» слово, Яша буквально свалился на меня, и мы стали дружить. Яшка был очень тёплым, трогательным человеком. Он таскал в театры всю нашу компанию. Ещё были походы в Киноцентр и прогулки со стихами. Да, и Бубер, конечно, он тогда только вышел по-русски. К своим «экспромтам», кажется, он относился несерьёзно, но чужие стихи читал изумительно. Ещё вспоминается телефонный звонок из Минска в Останкино, осенью, когда рядом у телецентра стреляли. Я была одна дома, и было очень страшно. Так со стихами и неожиданными Яшиными появлениями в РГГУ прошли осень, зима, ранняя весна. Где-то весной 94-го года он пропал. Не то, чтобы я очень удивилась, Яша жил своей очень яркой, насыщенной жизнью. Наши отношения при всём их романтизме, были абсолютно далеки от того, что обычно называют «романтическими отношениями». Номера телефона его у меня не было, он ведь жил в вечном движении, его всё-равно было не поймать, мы ведь тогда все ещё были «безмобильными». А мне он звонить перестал. Где-то на подкорке мелькнуло нечто вроде:» Как это вышло, он же был везде? Почему его нет на выставках и в музее кино, почему он исчез из института гуманитарный исследований?» Потом я и сама отовсюду исчезла, полностью погрузилась в диплом, а Архив Древних Актов не был сферой Яшиного обитания. Общих друзей у нас не было. Яша-то обожал людей дарить друг другу, но я не очень вытаскивалась в гости. Так что спросить было не у кого.

    Когда появились сети, я разок пыталась найти информацию — глухо. Да, было тоже удивительно: ни стихов, ни статей, ни театральной критики, ни блога на худой конец. Это не в его стиле. Думала, может быть, он просто не в России.
    И вот вчера, встретив в прессе столь известную ныне фамилию Бунимович, снова вспомнила Яшу и набрала его имя в поиске. Нашла ваши воспоминания. Да, теперь я знаю, куда пропал он весной 94 года. Спасибо Вам за Ваш сайт.
    Скажите, пожалуйста, что с ним случилась?

  4. Gala Lokhova говорит:

    Аня, здравствуйте! Я так рада , что Вы нашлись! У Яши было много прекрасных человеческих особенностей, из них три: возникать всегда, когда про него подумаешь, радоваться и побуждать каждого к любому проявлению творчества, и объединять своих друзей. Даже, если они в разных странах, городах, и никогда не встречались. Он никогда не говорил о друзьях плохо, а наоборот, рассказывая, «влюблял» в них.

    5 мая 1994 года он приехал в Минск, кажется, числа 10-го должно было состояться какое-то театральное событие, и я была абсолютно уверена, что встречу его там… А в ночь с 6 на 7 он умер во сне. Мама его, Инна Яковлевна Бронштейн, учительница, утром заглянула в комнату, удивилась, что он не пошел бегать ( он по утрам всегда бегал кроссы) , подумала, что он спит и ушла на работу. Когда она вернулась с работы после уроков днем, увидела, что он все еще спит… Так вот… Причина — врачи сказали — остановка сердца. Участковый сказал, что в ту ночь в Минске умерло 7 довольно молодых мужчин. Может, какие-то погодные аномалии или что. Мама считает виноватой себя, что он стал вегетарианцем, что носился всегда полуголодный, что она за ним не смотрела, как всякая училка, пропадая в школе. И это мучает ее до сих пор. Хотя, Яшке уже было 32, он был взрослый, яркий человек, и жил той жизнью, которая ему была интересна. Но ее не переубедить. У меня было такое мистическое чувство — это же 94, все политические страсти, стремительная коммерциализация жизни — было чувство, что такие люди, как Яша, стали не нужны этому времени и этой стране. Это как знак. Поверить в это было невозможно, и еще с месяц бегала к почтовому ящику и проверяла, нет ли от него письма ( он всегда писал письма, очень смешные, с внутристрочной рифмой) — бегала проверять, не пришло ли письмо, казалось, невероятным и глупым, и он не мог вот так просто уйти, исчезнуть.

    Аня, может Вы напишите здесь что-нибудь. Или может фото есть.

    Так же, как и Вы, полезла когда-то в интернет, и ничего не нашла, никаких упоминаний, ничего. Это меня ммм… оскорбило. Потому что там навалено много всякой ерунды, но нет ничего о Яше. Завела эту страничку, чтобы было хоть какое-то место, куда бы стекалась информация, стихи его и тд.

    Инне Яковлевне сейчас 80. Она пишет Блаженства и тоже героиня этого сайта 8) Блаженства отвлекают ее от навязчивых мыслей. Она будет очень рада, что Вы возникли, обязательно прочитаю ей Ваше письмо ( она без интернета)

    Удачи Вам в делах!
    Может быть, Вы напишите что-нибудь, поместим Вашу фотку, будет место встречи Яшиных друзей. Можно добавить на ту страничку, где воспоминания всех друзей? Это, кажется, ему бы понравилось, место пересечения друзей 8) мой e-mail GalaLokhova@yandex.ru

    Удачи, спасибо, что Вы нашлись 8)))))

  5. Анна говорит:

    Галя, спасибо. Я обязательно напишу Вам, скоро, только не прям сейчас. Попробую собрать мысли, погрузиться в то время и что-нибудь вспомнить. Боюсь, это вряд ли будет интересно для сайта, но, может быть, будет интересно Вам, или маме (это уже через Вашу цензуру). Спасибо, что откликнулись.

  6. Gala Lokhova говорит:

    Ок. У нас тут безцензурная зона 8)))

  7. Анна говорит:

    Я не поняла, можно ли добавить это моё письмо на страничку. где воспоминаний? Конечно, можно.

  8. Gala Lokhova говорит:

    Аня, лучше всего Вы мне на мыло пришлите письмо и , если есть, фотки, и Вашу, может быть, а я вверстаю в ту страничку, где все друзья. Ок? Если самому вставлять, то только в комментарии получится.

  9. Наталья Арутюнян говорит:

    Я просто потрясена. Вчера я пела в церкви Святых Жертв — у нас в Армении есть такая церковь в селе Тегеник — и поставила свечи Яше и другим людям, которых считаю Источниками Света в своей жизни — всего 7 свечей — и вот сегодня нашла этот чудесный сайт! Оказалось, что друзья Яши не забыли и меня… Я всегда знала, что мы ещё встретимся — боялась только, что могу не узнать, не заметить, не понять, что он вернулся… Спасибо, Галя, спасибо всем-всем-всем, кто создал этот сайт — место встречи для тех, кто любит и помнит, помнит и любит.

  10. Gala Lokhova говорит:

    Нателла, здравствуйте! Как здорово, что Вы нашлись! Это удивительно! Если Вам захочется что-нибудь написать, здесь всегда есть для Вас место. Про Спитак Яша не очень-то рассказывал… Желаю Вам и Вашим близким благополучия и радости. Возьму на себя смелость передать Вам привет от всех Яшиных друзей. Удивительное дело, как он объединяет всех друзьей, даже если мы не видели друг друга и знаем друг друга заочно по его рассказам. Спасибо!

  11. Наталья Арутюнян говорит:

    Милая Галя, дороая Инна Яковлевна и все-все-все, кто нашли здесь неизъяснимо-необходимый уголок своей души здесь — какими-то неизведанными, неисповедимыми путями собрались, чтобы не расставаться никогда. Мне очень дорого всё, что я нахожу здесь — и более всего — что так легко дышится и нет пыли никакой — правда, ребята делают немного шумные пародии, но ведь это — театр, где есть и «много шума из ничего» и «как вам это понравится»… но это талантливо, живо, в диалоге со временем уходящим — и притом так стремительно уходящим, что зачастую кажется, что вновь порвалась «дней связующая нить», и кто, как не Яша, в силах её восстановить — так, чтобы все мы стали единой нервной системой, чтобы обрубленные по чьему-либо неразумию или злому умыслу нервы-провода и затемнённый и почти затерянный в веках смысл идеала веры, свободы духа, доброй воли вновь засиял как Живой Абсолют, как очевидное свидетельство существования иного — но очень блиизкого и родного нам мира, проникнуть в который нам мешают лишь собственные несовершенства.
    Конечно, я не могу сказать всё сразу — потому получается несколько непонятно и черезчур пафосно. У меня есть одна видеозапись с одной из передач телеканала «Мир» — то была передача о письмах — он говорит, я слушаю и понимаю, что лучше продолжать молчать и слушать, чем озвучивать свои мысли — настолько они кажутся маленькими и бескрылыми. Он рассказывал о том, как была спасена Инна Яковлевна, когда совсем маленькой девочкой осталась сиротой. Оказалось, что её мать успела выкинуть из крошечного окна теплушки кусочек случайно нашедшейся бумаги с указанием адреса и имени девочки, когда её увозили в лагерь… Мне кажется, он не успел дорассказать самое интересное — его прервали на полуслове — закончилась плёнка. Надо было подождать, мы ждали, ждали, свет уходил, настроение тоже — не помню, смогли ли телевизионщики после всего этого записать конец этой истории, где было самое интересное для армянского зрителя упоминание об Ашхен Степановне Налбандян — матери поэта Булата Окуджавы, знаю только, что эта история пошла в эфир без второй части съёмки — по-видимому то было своего рода ограничение — мне трудно сказать, какой именно природы. Хотелось бы услышать больше об этой истории хотя бы сейчас, так как на сайте, посвящённом Ашхен Степановне, нет упоминания об «АЛЖИР»-е —
    http://www.memorial.krsk.ru/public/00/200509171.htm Но я точно помню, что Яша называл это место, потому что меня поразил внутренний контраст между смыслом и звучанием этого слова, отсылающем в жаркую Африку, где когда-то работала одна из моих бабушек как врач-инфекционист… Кстати, она — доктор Шушаник или просто Шушик — ей сейчас уже 97 лет — рассказывала мне о тм, как она ездила в алжирскую тюрьму, которая расположена в центре пустыни Сахара — и как на обратном пути у них неожиданно кончился бензин. Но именно тогда она узнала, что существует неписанный закон пустыни: шофёр любого транспортного средства просто обязан поделиться своим бензином с коллегой, оказавшимся в пустыне в такой безвыходной ситуации — и этот закон действителен для всех! К сожалению, в той человеческой пустыне, в которую заброшен человек, этот закон не имеет такую абсолютную силу…

    Я буду молиться за вас — и если Инна Яковлевна что-либо вспомнит и расскажет нам — уже почти 24 года спустя после начала разговора, — то буду ей очень признательна.

    Как я поняла, «Блаженства» уже разошлись совсем, но если вдруг найдётся для меня один экземпляр и, как любил говорить Яша «оказия», чтобы её к нам переправить — мне было бы очень приятно. К сожалению, пока не могу прислать деньги на указанный у вас счёт, но как только смогу — вышлю.

    Да, живу я в Ереване, а не в Спитаке, но мы два раза встречались с Яшей в Москве, и благодаря одной из этих встреч я знаю, что это значит — лекция Мелетинского, а благодаря второй — что значит шаманить в Якутии. Но то, что вы назвали моё имя в связи со Спитаком — тоже не случайно — мы ведь ходили сЯшей без устали по больницам после спитакского землетрясения в 1988-м, и, кроме того, мой отец был родом из Спитака, значит, связь, хоть и опосредованная, всё-таки есть.
    Недавно к нам приезжал итальянский виолончелист Марио Брунелло — и оказалось, что он любит армянскую музыку и играет её, будто сам он — чистейший армянин. И это при том, что он гениально играет и всё другое, что он любит и понимает. Мне кажется, если бы Яша знал его — они бы очень подружились http://www.youtube.com/watch?v=_HDRYDw9qv8&feature=relmfu

    Всего вам хорошего — пишите, а я буду к вам наведываться и пнемного выкладывать, что есть, чего нет….

    Ваша Натали

  12. Gala Lokhova говорит:

    Натэллочка! Большое Вам спасибо за письмо, за рассказ, может быть можно закачать кусочек передачи с Яшей на youtube. com, чтобы можно было посмотреть всем его друзьям. Пришлите мне, пожалуйста, адрес, куда выслать книжечки . Для Вас, конечно, изыщем экземпляр 8). Говорю книжечки, потому что полтора года назад мы напечатали книжку Яшиных стихов с рисунками Андрея Майорова ( про Андрея тут на сайте есть две статейки). Эту книжечку тоже Вам вышлю. Про деньги ни-ни, мы ж ее не продавали, а отбивали расходы на тираж, а друзьям дарили 8) Адрес пришлите мне, пожалуйста, на мыло GalaLokhova@yandex.ru. Привет огромнейший от Инны Яковлевны. Целуем


    Mario Brunello

  13. Барбара говорит:

    Хорошо. Свой почерк, свой взгляд. Спасибо.

  14. Уведомление: Александр Косарев. Послесловие к страничкам "Инна Бронштейн — За глянцевой обложкой Блаженств" и "Яков Бунимович, Ереван 1988. Потерянное вид

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.